25.11.2024
°C
5
$ 102.58
€ 107.43

Отправляемся в Северную Осетию, на встречу с красивыми преданиями и легендами

НИА-Ростов

35450 1Современный человек, живущий в эпоху информационных технологий, которая семимильными шагами движется в эру всеобщей цифровизации, не перестал любить мифы и легенды, не перестал верить в них. И эти любовь и вера многократно усиливаются, когда он направляется в путешествие. Ценность простого придорожного камня в его глазах вырастает значительно, если он узнает, что на этот камень когда-то присел тот или иной эпический герой, а красота нависающего над рекой скалистого утеса станет ещё более завораживающей, если, по словам гида-экскурсовода, с него сиганула в речные волны по причине неразделенной любви (или невозможности быть с любимым) какая-нибудь царевна.

По «легендарной» наполняемости туристических маршрутов Северная Осетия - один из регионов-лидеров в России. Богатейшая история, многоконфессиональность населения, расположение на перекрестке торговых путей не могли не создать самобытную мифологию и яркий эпос.
Если вы проедете в Куртатинское ущелье или направляясь в другие регионы Северной Осетии просто проедете через него ваше внимание непременно привлечет Кадаргаванский каньон – узкая теснина реки Фиагдон – один из интересных природных памятников Северной Осетии. На туристической «Тропе чудес», проложенной по берегу каньона, установлен символический памятник примирению кровников – меч, вонзенный в огромный камень. Символический меч имеет отношение к реальному человеку. И звали его Гаппо Казиев. Ветеран русско-турецкой войны 1877-78 гг., он стал местной знаменитостью в связи с тем, что многих одарил ценными подарками, которыми был награжден за свои подвиги. Во время свадьбы, на которую он был приглашен, конь Гаппо случайно задел человека, который грязно выругался в адрес хозяина жеребца. Подобное оскорбление в те время каралось смертью и Казиев убил его, став объектом кровной мести его родственников. Как-то направляясь к переправе через реку Фиагдон от встречных путников, наш герой узнает, что на переправе его ожидают кровники. Не желая повернуть назад и выказать трусость Гаппо вместе с конем бросается в бурные воду реки и переплывает на другой берег. Там, отвечая на укол встретившихся ему земляков, пожелавших узнать, что же так напугало бесстрашного героя, он ответил: «Гаппо до сегодняшнего дня никто не мог напугать, но у меня был выбор: на полном скаку подлететь к моим кровникам; я бы успел одного или двух подстрелить, а уже изрешеченный пулями остальных, я мог бы конем раздавить оставшихся. Но я устал от крови, мне не нужна бессмысленно прерванная чужая жизнь». Свидетели этого случая по возвращении в селение попросили созвать ныхас, выборный орган самоуправления у осетин, который принял решение обратиться к Гуриевым, кровникам Гаппо, чтобы они прекратили его преследование. Считается, что с тех пор куртатинцы, за редким исключением, примиряли кровников, а кровная месть перестала быть долгом чести в сознании народа и стала восприниматься как ненужный пережиток прошлого.
Если же вы направитесь в Горную Дигорию, то непременно услышите историю о Задалески Нана, «маме из села Задалеск». В трагические времена нашествия на землю алан полчищ Тимура, почти поголовно уничтоживших целый народ, эта легендарная женщина ходила по пепелищам, собирала осиротевших детей и становилась их матерью. Поселилась она со всем своим большим семейством в селении Задалеск. Здесь сегодня каждый селянин покажет вам каменный склеп, в котором, по преданию, покоится эта женщина, и дом-святилище, в котором жила Задалески Нана и её дети. И пусть ученые до сих пор спорят, существовала ли она в действительности и её ли останки находятся в склепе на въезде в Задалеск, для местных жителей она давно стала божеством, охраняющем в пути и направляющим по счастливой дороге. В Дигории ежегодно в третью субботу июля отмечают праздник в честь спасительницы, всеобщей Матери- Задалески Нана.
Ещё об одном герое осетинских сказаний нашему корреспонденту поведала Диана Сокаева, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований
Близ горного селения Быз (Биз) в Алагирском ущелье обитал Черный Всадник, покровитель благородных абреков. Согласно преданию, он шёл впереди на вороном коне и в кромешной тьме указывал им безопасный путь. Жил он в пещере, расположенной в недоступной отвесной скале. Добраться до пещеры можно было лишь спустившись сверху. Еще в начале прошлого века были видны каменные ступени, ведущие ко входу в пещеру.
В окрестностях селение расположено и Святилище Сау бараджы дзуар, святого Черного Всадника. Он появлялся как видение и виделся прежде всего абрекам.
«Осетинское мифологическое сознание, которое существует до сих пор, - рассказывает моя собеседница, - каждому творит своего покровителя. И абречество не могло существовать без такового».
Но кто же такие абреки? Это люди, специализировавшиеся на угоне скота, и достигшие в этом деле совершенства. Их принято считать местными аналогами Робин Гуда. Достоверно известно, что они часто делились своей добычей с жителями села, спасая их от голода в трудное время.
В селении Быз до сих пор отмечается праздник Черного Всадника. В этот день молодые люди с жертвенными яствами отправляются к скале, в которой находится пещера. Подниматься в саму пещеру запрещено – еще на слуху история об ослепших геологах, попытавшихся забраться в обитель. Молитву о защите и покровительстве произносят у подножия пещеры.
Еще одна красивая то ли легенда, то ли быль родилась в Горной Дигории в XIII веке, когда этот край пытался захватить персидский шах. По преданию войско шаха осадило замок семи братьев Седановых, расположенный в окрестностях села Ханаз. Каждую ночь трое их сестер проникали в замок и приносили осажденным воду. Однажды захватчики схватили сестер. Не сумев даже с помощью пыток выведать тайный проход в крепость, он убили девушек, а тела их бросили у стен замка. Братья рвались отомстить за смерть сестер, но отец запретил им покидать крепость и приказал стрелять в одну из скальных стен, окружавших её. В результате этого обстрела был раздроблен камень, удерживаемый им огромный валун сорвался и вызвал обвал, похоронивший под камнями персидских солдат.
Сегодня о подвиге сестер Седановых напоминают три придорожных каменных цырта (памятника) у подножия скалы, на которой до сих пор возвышается не побежденная крепость.
Всё рассказанное выше - лишь ничтожная часть сказаний и легенд, которыми богат осетинский фольклор. Своя легенда есть у каждого ущелья, каждого селения и, пожалуй, даже у каждого придорожного камня. И чтобы лучше понять эти легенды нужно приехать в края, где они родились, пройтись по тем же камням, по которым ступала нога их героев, подышать одним с ними воздухом.