21.11.2024
°C
3
$ 100.22
€ 105.81

К 2020 году «Безопасный город» появится во всех муниципалитетах Ростовской области

НИА-Ростов

Перед самым началом ЧМ-2018 в Ростовской области начнёт работать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Планируется, что к 2020 году система охватит все 55 муниципальных образований области. О том, зачем она нужна, сколько будет стоит и что случилось с прежними подобными проектами, корреспонденту donnews.ru рассказал заместитель губернатора Ростовской области Вадим Артёмов, который с недавних пор курирует эти вопросы.

— Что такое система «Безопасный город»? Зачем она нужна, что будет собою представлять в Ростовской области и в какие сроки будет создаваться?

— Система «Безопасный город» предназначена для создания единой информационной среды, которая обеспечит эффективное взаимодействие служб, ответственных за обеспечение безопасности и правопорядка. Это высокотехнологичный комплекс средств автоматизации, и до выполнения проектно-изыскательских работ вряд ли можно подробно и точно его описать.

Однако уже сейчас ясно, что мы не пойдём по пути регионов, которые построили систему, состоящую только из видеокамер, которые имеют слабое разрешение, разрознены и не дают общую картину мониторинга.

К чемпионату привязана этапность создания комплекса. Мы предполагаем, что к середине следующего года — с 1 июня — система «Безопасный город» как базовый элемент начнёт работать. Это первый этап. Его реализация предполагает установку сотен новых камер в Ростове, Таганроге, Азове, Батайске, Новочеркасске и Аксайском районе, то есть в муниципалитетах, которые максимально задействованы в проведении ЧМ. Помимо этого, в обязательном порядке появятся камеры в новом аэропорту, на стадионе, в фан-зоне и так далее. Затем до 2020 года, это уже второй этап, все 55 муниципальных образований будут подключены к комплексу.

— Вы говорите о создании системы, а ведь деньги выделялись и раньше. Ещё в 2003 году систему «Безопасный город» в Ростове презентовали президенту...

— Деньги не выделялись. Первое финансирование появилось только в этом году. Почему я так говорю? Дело в том, что мы строим свою работу на основе российского законодательства, и раньше «Безопасный город» относился к федеральным полномочиям. Такие вещи, как обеспечение общественной безопасности и вообще правопорядка, до недавнего времени не были задачами ни муниципального, ни регионального уровня. Тогда власти Ростова всё это делали на свой страх и риск. И, честно говоря, было очень много ляпов.

В чём была ошибка предыдущего комплекса «Безопасный город», который показывали президенту? Тогда конкурсы на проектирование и создание комплекса проводили одновременно. И средства были и городские, и областные, и федеральные. В итоге всё закончилось прокуратурой. В Краснодаре потом наступили на эти же грабли. Как вообще можно было объявить конкурс на проектирование и построение параллельно? Получается, фирма выигрывает конкурс и начинает проектировать под себя.

Только в прошлом году муниципалитеты и регионы получили полномочия в сфере профилактики правонарушений. Тогда же мы приступили к проработке новой модели комплекса «Безопасный город».

— И сколько будет стоить её реализация?

— Звучали цифры и в полтора, и в два миллиарда, но говорить о стоимости пока рано. Завершается конкурс на проектирование системы, и только при наличии проекта — это случится в октябре-ноябре — мы сможем назвать цену вопроса. Но с учётом того, что многое было создано в предыдущие годы, думаю, сумма будет поменьше.

— Что вы имеете в виду, говоря, что многое уже создано?

— В своё время губернатор поручил рассмотреть вопрос, можем ли мы использовать уже действующие в Ростовской области мониторинговые системы, можем ли их преобразовать. Мы посчитали, и это оказалось экономически в три раза дешевле.

Основой «Безопасного города» будет Система-112, которая сейчас функционирует в режиме опытной эксплуатации, а к концу 2017 года будет запущена в промышленную. С нею проделана огромная работа: создан центр обработки вызовов в Ростове; завершается создание резервного центра обработки вызовов в Новочеркасске; создано государственное казённое учреждение, которое обслуживает эту систему; обучен персонал; закуплены автоматизированные рабочие места; проложены сотни километров оптоволокна; запущен программный механизм и так далее.

Но говорить, что мы преобразовываем Систему-112 в «Безопасный город», нельзя. У Системы-112 своя ниша, «Безопасный город» нечто большее. Тем не менее, мы сможем использовать техническую базу Системы-112, как и её сервера, центр обработки. И казённое учреждение, которое мы создали, теперь будет иметь две функции. Основную — обслуживание «Безопасного города» — и второстепенную — Систему-112.

Кроме того, у нас в области организован мониторинг радиационного фона, работают метеорологические посты, на побережье создана система мониторинга уровня воды и так далее. Все они войдут в систему «Безопасный город».

— То есть, если предельно упрощать, все существующие системы будут объединены, функционал будет расширен и всё это будет называться «Безопасный город»?

— В принципе, да. Соответственно, очень важно, чтобы «Безопасный город» нашёл своё место в муниципальных образованиях и сельских районах области. На областном уровне мы создаём платформу, основу. Базовым уровнем этой системы является именно муниципальное образование, а конкретно — Единые диспетчерско-дежурные центры (ЕДДС), которые у нас созданы в каждом муниципалитете. Именно там будут свои центры по обработке и сбору информации, а уже на региональном уровне создаётся коммуникационно-информационная платформа, которая замкнёт на себя муниципальные образования.

— Несмотря на использование уже существующей инфраструктуры, расширение штата наверняка всё-таки понадобится?

— Нет, это привело бы к дополнительным расходам бюджета.

— Но в камеры же должен кто-то смотреть?

— Очень многие почему-то говорят, что основное в «Безопасном городе» — это камеры. Я не согласен. Камеры — лишь элемент системы, просто так их ставить смысла нет. Мы планируем установить камеры, которые будут до мельчайших деталей фиксировать событие — будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение. Эти камеры в обязательном порядке будут с высоким разрешением и снабжены ночным режимом работы, что позволит детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин.

Например, если это мониторинг ситуации с лесными пожарами, то не надо сидеть оператору и всматриваться, не показался ли там дымок. Система должна сработать, обнаружить дым, далее вывести его на экран или сигналом привлечь внимание оператора. А тот уже передаёт дальше информацию оперативным службам, которые надо направить на тушение.

Или, например, если мы говорим об общественной безопасности. Камера направлена на площадь, где массовое скопление людей, анализирует все предметы в кадре, и если какой-то из них лежит на одном и том же месте час, два, три, то она реагирует на него. Это уже про антитеррористическую безопасность. А ещё есть системы распознавания лиц, и так далее.

— Тем не менее, в том же Ростове по-прежнему остаётся много аналоговых камер, установленных годы назад. Как их включить в цифровую систему?

— Да, такие камеры закупались и были установлены. И они, кстати, используются по сей день, в том числе полицией, сотрудниками ФСБ, ФСО, Нацгвардии и прочими ведомствами. Они, конечно, нуждаются в замене, но сейчас их, особенно в преддверии ЧМ, нельзя просто взять и выбросить. Надо ремонтировать и использовать по максимуму всё, что имеем, пока не заменим их на цифровые. Ломать — не строить. Но я подчёркиваю: камеры, входившие в прежний «Безопасный город», — муниципальная система, и они используются городом.

— Руководство МВД совсем недавно публично говорило о проблемах в интеграции системы видеофиксации и «Безопасного города». Есть какие-то подвижки?

— Это большая программа действий — интегрировать МВД, ФСБ, МЧС, медицину и так далее в одну систему. Мы сегодня говорим, что почти все эти ведомства уже интегрированы.

— И видеофиксация войдёт в «Безопасный город»?

— Нет, подождите. Это разные вещи. Может ли она входить в «Безопасный город»? Да, в ряде субъектов входит. Мы же идём по другому пути, но велосипед при этом не изобретаем. В ряде регионов есть и «Безопасный город», и система видеофиксации. Ничего странного в этом нет.

Фотовидеофиксация у нас сейчас развивается как отдельное направление. Существует центр обработки данных, создано казённое учреждение «Безопасность дорожного движения», работают операторы, налажена электронная и почтовая рассылка протоколов. И всё это финансируется из областного бюджета. И вся эта система, конечно, тоже будет развиваться, будут закупаться новые камеры.

— Но отдельно от «Безопасного города»?

— Да. Камеры видеофиксации, скорее всего, будут и в системе «Безопасный город», но назначение у них будет несколько другое. Это будет фиксация транспортных потоков, угнанных машин и так далее. Но не нарушений правил дорожного движения.

— А в полиции об этих планах знают? Просто буквально несколько месяцев назад уже экс-начальник главка Ростовской области Ларионов открыто критиковал позицию правительства по системе видеофиксации. Мол, на его письма не отвечают, денег достаточно не выделяют...

— У Андрея Петровича было много планов, конечно. Но не факт, что их можно было бы реализовать. Надо понимать, что Ростовская область пока ещё по-прежнему дотационный регион. И вкладывать деньги в то, что не входит в наши полномочия, мы не можем. Буквально два года назад было решение Минфина РФ, что регионы имеют право финансировать подобные вещи. Тогда и появилось у нас казённое учреждение, и процесс был запущен. Но вложить единовременно несколько миллиардов в новые камеры? Поверьте, таких денег нет. Где их взять? С кого снять? С медицины, с образования, с культуры? В силу своих финансовых возможностей мы делаем что можем.

— Всё актуальнее становится вопрос кибербезопасности. Цифровая система, которая замыкает на себя столько жизненно важных функций, вполне может заинтересовать хакеров. Насколько «Безопасный город» будет защищён в этом смысле?

— В систему заложены современные сертифицированные средства защиты, а защита каналов связи будет организована с использованием криптосредств.

Мишенью сегодня является, по сути, любая информационная система. И последние хакерские атаки, которые поразили системы МВД, они же и на нас были направлены, на сайты правительства Ростовской области. Но мы все их отразили. У нас достаточно мощная система защиты, которая будет использоваться и в «Безопасном городе».

 

Интервью: Donnews.ru