Задачи формирования единого рынка органики стран ЕАЭС: на форуме в Ереване обсудили развитие сектораНИА-Ростов
24 октября в Ереване состоялся круглый стол «Перспективы формирования единого рынка органической продукции ЕАЭС: выработка согласованных подходов нормативно-правового регулирования». Дискуссия прошла в рамках III Международного форума «Евразийская неделя». Целью Круглого стола было выработать предложения по наднациональной координации политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции. Участники встречи обсудили такие вопросы, как перспективы формирования единого рынка органической продукции, нормативно-правовое обеспечение развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС. Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия) Александр Субботин поприветствовал участников Круглого стола, отметив важность того, что данное мероприятие получило такой успех среди стран-участников, и отметил актуальность темы. «Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты, - заметил Александр Субботин, - Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач ЕЭК». Очень важно, заметил спикер, создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. Сейчас, напомнил Александр Субботин, в трех странах существует закон об органическом производстве – в 2008 году закон принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в России, закон был подписан президентом в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргыстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации. Александр Субботин подчеркнул, что для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. «Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия. Первое - унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза. Второе – взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно», - высказался Александр Субботин, предложив участникам подискутировать на эту тему и выразить свои мнения. Артак Камалян, заместитель Министра сельского хозяйства Республики Армения, заметил, что на сегодняшний день развитие органического сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития как мирового сельского хозяйства, так и евразийского рынка сельхозпродукции. А для Армении это еще более важно. «Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество – одно из наших приоритетных направлений, - заметил Артак Камалян. – Мы как государство должны разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства». Глава офиса ФАО по партнерству и связям в Казахстане Кайрат Нажмиденов напомнил, что закон об органике работает в республике уже 3 года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. Спикер рассказал, как Казахстане развивается органическое производство: «Мы проводили анализ производства органической продукции, изучили правовую базу, как обстоит дело в других стран мира, оценили возможности развития органического хозяйства в Казахстане. Часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть – что надо ориентироваться на экспорт. Мы решили, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке». Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой, а также в республике было выпущено и руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство. Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны. В 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований "ТАЛАП" (Казахстан). «Если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе. Мы тестируем сейчас ее в Казахстане», - пояснил Кайрат Нажмиденов, отметив, что это помогает бороться с лжепроизводителями. На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке Проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы). Сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В результате семинара было резюмировано, что в странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств. «Органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),- подвел итог спикер, - а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач». Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России, рассказал участникам Круглого стола, как развивается сектор органики в Российской Федерации: «В России органическое производство начало развиваться активно примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед, мы выросли с одного органического производителя до 90». Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, заметил спикер, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. «Наша цель расти минимум на 10-20 процентов в год», - заметил Олег Мироненко. Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн. евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов – это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров, менее 1% импортного объема. «У нас есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие», - заметил Олег Мироненко. «На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год, - рассказал Олег Мироненко. – И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро». «Изначально мы понимали, что органический рынок ЕАЭС надо формировать единый, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны,- сказал Олег Мироненко. - К сожалению, на сегодня мы констатируем, что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. Мы бы хотели, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Мы призываем другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в рамках этого стандарта единые правила и технологии производства органической продукции. В противном случае мы вынуждены будем запускать процесс взаимопризнания». Исполнительный директор НОС напомнил, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. «Вы понимаете, какие это ограничения для рынка, если мы пойдем на взаимопризнание, поэтому лучше работать по единому стандарту», - высказался Олег Мироненко. Сейчас, сообщил Олег Мироненко участникам дискуссии, в России принят закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: «Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Мы хотим создать внутренний сертификационный рынок, и для нас в этом важна тесная работа с Росаккредитацией. Мы хотим также ввести графический знак органики. У нас по этому вопросу была большая дискуссия с коллегами из Беларуси, должна ли каждая страна иметь свой знак, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта. Это подлежит обсуждению. Важный вопрос также – создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Нам бы хотелось, чтобы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке». К дискуссии подключился представитель Белоруссии. Рассказывая о том, как развивается рынок органики в стране, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяна Карбанович заметила, что Беларусь находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. «У нас разработан проект закона о производстве и обращении органической продукции, в эти минуты он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала. Сейчас в Беларуси 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертификационные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории Беларуси». Мы задались вопросом, для кого создается рынок органической продукции? Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары, рассказала Татьяна Карбанович. «Мы выяснили, что общая степень осведомленности жителей – средняя. Что-либо об органике знают 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции», - сообщила эксперт. Выявились также такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия. В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточность осведомленности в сфере органики во многом связано с отсутствием законодательной базы». Далее спикер отметила, что нужно также развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе. Сегодня исследования выполняются в рамках Государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 2016 – 2020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д. «Начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода», - отметила спикер. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Беларуси, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка. В Кыргызстане, рассказал, в свою очередь, директор Кыргызагробиоцентра Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Жаныбай Туманов, уделяется большое внимание продовольственной безопасности – и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство: «Сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам страны в овладении навыками ведения органического производства». Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт, подчеркнул Жаныбай Туманов, выразив благодарность его разработчикам. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизводстве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС. «В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике, - рассказал участникам дискуссии генеральный директор ООО «ЭКОГЛОБ» Филип Ашикян. В этом году была создана компания «ЭКОГЛОБ». – Мы принимаем участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Мы сертифицируем растительное производство, корма, виноделие, алкоголь и другие производства, ведущие деятельность в сфере органики». Компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» - член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства. Важным является то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭ С, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации. Продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира. В Армении, рассказал Филип Ашикян, 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров – территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. «На нашем рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка. Сырьевая база пока хромает, хотелось бы больше», - заметил эксперт. Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС, отметил эксперт, является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошедшего международную аккредитацию по ИСО 17065. Эксперт Международной службы по аккредитации в сфере органического сельского хозяйства (IOAS) Нуне Дарбинян, один из попечителей Армянского фонда органического сельского хозяйства, один из разработчиков закона об органике в Армении, поделилась недостатками и плюсами развития органики в республике. В Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, считает Нуне Дарбинян. Но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии cформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке, отметила эксперт. И еще одна важная проблема – отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается. С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС, сегодня существуют определённые реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот. К минусам спикер отнесла неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотивационные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, заметила Нуне Дарбинян, – это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации. И важно также извлечь опыт из полученных уроков. «Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров», - считает эксперт. Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно выращивать доверие к органической маркировке со стороны потребителя – это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. «Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. Пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции», - заметила Нуне Дарбинян. А для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации. По ее словам, для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимо создать привлекательные инвестиционные механизмы: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации. Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для стран- участников ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов. «Вместе с тем, ЕАЭС должна обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех игроков. При этом государства должны понять, что развитой органики не будет, если в ней не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика»,- отметила Нуне Дарбинян. Представитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Андрей Лысенков рассказал о том, что их организация была учреждена правительством РФ в 2015 года, задача – сертифицировать продукцию в магазинах на соответствие тем или иным стандартам. «Наиболее качественным образцам мы присуждаем «Знак качества», который является правопреемником Знака качества советского периода. Мы сотрудничаем с сертифицированными лабораториями России, планируем начать это сотрудничество и с зарубежными лабораториями, - рассказал Андрей Лысенков. - Всего за время нашей работы мы исследовали уже более 4000 товаров продовольственной корзины российского рынка». Подводя итоги дискуссии, Александр Субботин выразил надежду, что для каждого участника встреча прошла с пользой. Справка |