05.11.2024
°C
5
$ 97.55
€ 106.14

На «Золотой осени» участники рынка органического хозяйства обсудили перспективы развития сектора

НИА-Ростов

В рамках форума «Золотая осень», прошедшего в Москве на ВДНХ 10 октября, прошла панельная сессия «Россия на мировом рынке органической продукции».

Организаторы сессии - Минсельхоз РФ, KPMG, Национальный органический союз при поддержке Проекта германо-российский аграрно-политический диалог.

Участники дискуссии обсудили основные вопросы: способна ли Россия стать одним из крупнейших производителей и экспортёров органической продукции, может ли страна экспортировать не только органическое сельскохозяйственное сырье, но и продукцию высоких переделов, как продвигать и позиционировать российскую органическую продукцию на зарубежных рынках и насколько действующее законодательство способствует стремительному развитию отрасли и в том числе сектора органического сельского хозяйства.

В конференции приняли участие ведущие отечественные и зарубежные эксперты в области органического сельского хозяйства, представители Минсельхоза РФ.

В том числе Иван Лебедев, статс-секретарь - заминистра сельского хозяйства Российской Федерации, Сергей Сорокоумов, советник министра сельского хозяйства России по вопросам развития органического сельского хозяйства, Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России, Гуннар Рундгрен (Gunnar Rundgren) (Швеция), старший консультант консалтинговой компании Grolink AB, первый президент Совета по программе аккредитации Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM) 1992-1997 годов, член Всемирного совета IFOAM в 1998 году и президент IFOAM в период 2000-2005 годов, член Королевской шведской академии сельского и лесного хозяйства, и другие.

Иван Лебедев, статс-секретарь - заминистра сельского хозяйства Российской Федерации, поприветствовал всех участников мероприятия. «Безусловно, для нас всех это сегодня важный день. Как мы и обещали в прошлом году, у нас появился базовый продукт, который определяет работу рынка органического сельского хозяйства в Российской Федерации, мы с вами приняли закон об органическом производстве. Это платформа, на которой определяется структура». Сейчас, подчеркнул Иван Лебедев, задача наполнить эту платформу различными нормативными актами и документами, критериями, методиками.

«В них будет детально расписан процесс производства, упаковки, доставки, всего, что связано с органическими площадками. Что планируется сделать и что сделано. Мы проинспектировали все земли, которые свободны и которые потенциально пригодны для органического производства. В карте инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса страны появился реестр потенциально пригодных площадок для производства органической продукции. Мы сразу же определили и разбили эти площадки по разным отраслевым направлениям, - рассказал Иван Лебедев. – Второй момент. Вы знаете, что агропромышленный комплекс страны и разные отраслевые направления в нем имеют разные меры господдержки. В карте инвестиционной привлекательности мы создали финансовые модели, которые рассчитаны по всей палитре мер господдержки. Сегодня применительно к каждой площадке мы вносим изменения. Мы допускаем производителя органической продукции к самому важному инструменту –льготному кредитованию наших аграриев до 5 процентов. Почему это важно? Потому что в 2015, 2016 году ,если мы посмотрим, в отрасль привлекалось 260- 270 млрд рублей. Как только заработал льготный механизм в 2017 году, мы сразу привлекли в отрасль 750 млрд рублей. Почти утроили объем инвестиций. Это также будет популярно и для развития органических площадок.

Еще один базовый инструмент - возмещение прямых понесенных затрат на оснащение, все, что связано с органическим производством, так называемый капекс. Когда мы говорим про капекс в возмещение прямых понесенных затрат в классической форме сельского хозяйства – это 20 процентов, в органике, как говорил сегодня министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, мы рассматриваем формулу возмещения в 30 процентов. Это во многом простимулирует участников потенциального рынка, для того чтобы они активно развивали это направление.

Важно сказать, что на площадке министерства сельского хозяйства у нас в 2017 году было разрозненных 54 субсидии. Мы их объединили в формат единой субсидии, которая сегодня предоставляется региону. Это позволяет региону проголосовать рублем за те важные направления, которые есть на территории этого субъекта и которые он определил для себя как точки роста. А многие регионы смотрят сегодня на органическое сельское хозяйства как на точку роста и как на хороший экспортный потенциал. Поэтому мы определили для себя дать возможность региону из единой субсидии голосовать рублем за площадки, которые будут в реестре производителей органической продукции.

Есть амбициозная задача, которая стоит перед агропромышленным комплексом страны, - довести объем экспорта до 45 миллиардов. Очень серьезный потенциал в этом имеют площадки по производству органической продукции. Для этого мы должны гармонизировать базу стандартов, которые есть сегодня на международных площадках, куда мы собираемся поставлять органическую продукцию. Мы приступили к этой работе, идет детальное обсуждение о потенциальных рынках, где мы уже присутствуем, и площадках, которые мы собираемся для себя открывать».

«Сейчас начата действительно большая работа по гармонизации российского законодательства, - согласился Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. – Стандарты имеют определенную степень эквивалентности с международными стандартами, примерно на 70 процентов. Но сейчас идет работа, чтобы довести степень гармонизации до 100 процентов и облегчить ситуацию с экспортом нашей продукции на мировые рынки. Мы начали согласования российского стандарта с IFOAM International, чтобы наши стандарты были включены в перечень стандартов, признаваемых этой организацией. Эта работа займет около 3 лет, и это только первый этап, чтобы наша продукция была признаваема на международных рынках. Предстоит и второй шаг, в которой органики 70 процентов, а 30 процентов это политика, - это признание нашей продукции на зарубежных рынках. Здесь идет тесная работа с нашими немецкими партнерами, мы с ними гармонизируем целый ряд шагов в этих законодательных вопросах. По нашим расчетам, мы выйдем на момент взаимопризнания через 5 лет. Мы говорим о европейских рынках. Есть и более близкие рынки, это рынки стран ЕАЭС, здесь мы будем идти быстрее. Это вопрос взаимного согласования продукции на рынках стран Армении, Казахстана, Киргизстана, России, Белоруссии. Мы будем снова обсуждать этот вопрос 24 октября в Ереване. Надеемся, что мы обсудим более реальные шаги в этом направлении, и надеемся, что в период 2-3 года мы сможем организовать единую площадку движения органических продуктов в рамках ЕАЭС».

Айна Кусаинова, заместитель директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в ответ отметила, что есть три фактора, стимулирующие развитие рынка органики. Это популяризация здорового образа жизни, экологическая обстановка, требующая перехода к ресурсосберегающим способам производства, и увеличение объем платежеспособного спроса на органическую продукцию. «Органика становится более востребована. Что касается развития законодательства в сфере органики на территории стран Союза. В Армении с 2008 года, в Казахстане с 2015 года функционирует национальное законодательство в сфере производства и оборота рынка органической продукции. Теперь уже и в Российской Федерации существует закон, в Белоруссии и Кыргызстане законопроекты находятся на завершающей стадии, - сообщила Айна Кусаинова. - Проблема существует в том, что у каждой из стран есть своя трактовка определения органической продукции, отсюда разные подходы к процедурам подтверждения соответствия и к правилам оборота. Если мы хотим создать единый рынок на территории пяти стран, нам нужно принять меры по унифицированию нашего законодательства либо взаимно признать те требования, которые уже приняты на национальном уровне. В обоих случаях необходим наднациональный документ в виде соглашения или отдельного договора».

Что касается возможности формирования единого рынка и заимствования опыта Российской Федерации, то, считает Айна Кусаинова, «емкость нашего рынка - 180 миллионов населения», но не ограничиваясь этим, у наших стран удобные природные и климатические условия и возможности выхода на рынки близлежащих стран, где растет спрос на органическую продукцию. «Это Китай, это Европейский союз. Емкости рынков этих стран очень велики, и те амбициозные планы , которые ставятся Российской Федерацией по увеличению объема производства, они достижимы, но при условии соответствия всем тем требованиям, которые ставят наши потенциальные потребители нашей продукции». У стран ЕАЭС большой потенциал по переориентированию рынка органической продукции, считает Айна Кусаинова.

Гуннар Рундгрен (Gunnar Rundgren), старший консультант консалтинговой компании Grolink AB, первый президент Совета по программе аккредитации Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM) 1992-1997 годов, член Всемирного совета IFOAM в 1998 году и президент IFOAM в период 2000-2005 годов, член Королевской шведской академии сельского и лесного хозяйства, замечает: «Российские фермеры должны понимать, что экспортные рынки всегда будут более волатильными, чем внутренние рынки. Экспорт это всегда определенный риск. Но это интересно. Развитие информированности покупателя также очень важно. Покупатель заинтересован в покупке потому, что это даст ему здоровую еду и здоровую среду».

По мнению Гуннара Рундгрена, у России действительно много потенциально хороших земель, но минус здесь в том, что это играет против России: «У вас земли слишком много, и вы не цените это. Надо в первую очередь заниматься качеством почвы. Смотрите на земли, которые не использовались 20 лет. Но надо все же заботиться о будущем. Любовь к земле очень важна. Надо эмоционально чувствовать себя приверженным к органическому фермерству».

Геральд Аксель Херрманн (Gerald A. Herrmann) (Германия) директор Organic Services GmbH, исполнительный директор 03.2004 – 03.2005 г., член правления / вице-президент 1995-2005, президент 2005-2008 гг. Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM), считает, что нужно продолжать работать и делать это быстро. Он отметил, что цель объединения рынка ЕАЭС и гармонизировать стандарты в такой короткий срок амбициозна. «Но если вы этого достигнете, вы будете на лучших переговорческих условиях, и лучше вести переговоры с несколькими странами. Но нужно также развивать культуру питания органической продукцией и культуру производства, - заметил Херманн Геральд. – Мир ждет вашу продукцию, из России, Казахстана и других стран. Я видел фермы, которые быстро получали прибыль путем развития именно органического производства, а не просто через продажу сырья. Прибыль может быть очень быстрой. Если у вас есть надежные производители, сообщите мне, пожалуйста».

Херманн Геральд считает, что потенциал развития органического рынка в России очень высокий. «Применение закона гораздо важнее, чем разговоры об этом».

«У нашей страны огромный потенциал по производству органической продукции, если только мы правильно им распорядимся. Я согласен с тем, что правильное выстраивание законодательства играет в этом ключевую роль. Сейчас у нас принят закон об органике, но к нему надо прописать еще массу подзаконных актов, чтобы не допустить недобросовестных производителей к получению биосертификатов, а такие примеры уже есть, - заметил Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера», представитель России в IFOAM. – Закон еще не введен в действие, а уже выданы сертификаты неким производителям в России. И очень большие сомнения у членов органического сообщества в России, что эти производители имеют какое-то отношение к «био». Имеется большая проблема с компетенцией в области сертификации».

Внутренний рынок органической продукции растет медленно, и связано это с тем, что себестоимость продукции очень высока, замечает Илья Калеткин. А отечественный потребитель с большой опаской относится к ценам на органическую продукцию на внутреннем рынке - они сравнимы с ценами на импортную продукцию. «При этом продукция с использованием слов «эко», «био», «органик» на 98 процентов не является органической. Производители настоящей органики наталкиваются на это мошенничество со стороны таких маркировщиков своей продукции, - говорит Илья Калеткин. – Есть огромная проблема для развития внутреннего рынка органики, в том числе с большим количеством фальсификата. В итоге производителям органики становится неинтересен внутренний рынок».

Илья Калеткин считает, что тезис участников дискуссии о том, что у нас нечего популяризировать, «весьма спорный»: «Особенно обидно это слушать тем, кто производит органическую продукцию более десяти лет и представляет эту продукцию на российский рынок. Есть отечественные производители, которые маркируют свою продукцию и получают сертификаты европейского образца. Есть и другие частные стандарты, которые пользуются доверием как со стороны органического сообщества, так и со стороны потребителей. Российский продукт есть, и на отечественном рынке в том числе. Но есть огромная проблема, связанная с фальсификатом, когда продукцию маркируют не просто общепринятыми знаками сертификации, но просто у нас пока законодательно разрешено использование слов «эко», «органик», и «био» на любой продукции. То есть любой производитель любого продукта питания может поставить на свою упаковку эти слова. Это вводит в заблуждение отечественных потребителей, которым сложно разобраться в таком разнообразии слов и знаков псевдосертификаций. В этом смысле я полностью согласен с Геральдом Акселем, правительство и власть должны очень серьезным образом заботиться о репутации Закона об органическом производстве. Почему в Европе пользуется большим уважением и доверием знак европейской сертификации? Потому что выявленные сертификаторы получают очень здорово по шапке. Они фактически выметаются с рынка штрафными санкциями, которые на них накладывает закон. И если кто-то поставит на полки фальсифицированную продукцию и это будет потом выявлено, я ему не завидую. Штрафы доходят до годового оборота компании – фактически это запретительные меры, ноль толерантности. Если ты один раз пойман – тебя не будут предупреждать, тебя будут наказывать.

Так же надо сделать и на российском рынке, другой вопрос – сложности с сертифицирующими организациями. Уже сейчас есть сертификаты, которые получить достаточно легко без серьезной инспекции.

Я предлагаю, во-первых, чтобы сертификация органических продуктов была отдельно выделена в законе об органической продукции. Пока государство определяет не компетенцию сертифицирующей компании, а ее компетенцию в целом. То есть те компании, которые занимаются сертификацией в различных областях, могут сейчас сертифицировать и в органическом земледелии тоже, хотя, предположим, компания занимается сертификацией в области радиационной безопасности. То есть нужно выделить сертификацию органической продукции в отдельный регламент. И чтобы взрастить доверие потребителя к органическим продуктам, необходимо частно-государственное партнерства для наблюдения за сертифицирующими компаниями, выдающими такие сертификаты органическим производителям».

Илья Калеткин заметил: опыт первого российского павильона на выставке БиоФах показал, что интерес к экспортному потенциалу органических производителей есть и большой, но не надо забывать и о внутреннем рынке.

Херманн Геральд, в свою очередь, подчеркнул, что очень важны конкретные меры, которые последуют за нарушением закона. «Это позволит чистить рынок», - заметил эксперт из Германии.

«Нужен хороший российский сертифицирующий орган, чтобы он работал нормально, нужны жесткие карательные меры, штрафы для производителей, штрафы для сертифицирующих органов и для самого инспектора, причем штрафы должны быть непомерные, - считает Станислав Гурьев, генеральный директор ООО «ТДС-групп», «СибБиоПродукт». - Что касается самого рынка органического сельского хозяйства, то он у нас есть, но очень маленький. Если государство действительно хочет, чтобы он развивался, нужно начать детей в садах и школах кормить органической продукцией. Вы обеспечите здоровое будущее, вы найдете потребителей такой продукции в будущем, и вы толкнете сейчас производство – это мясо, молоко, крупы. Иначе лет через десять пара новых полочек появится в супермаркетах, не более того».

«Наша задача сегодня как региональной власти, создать систему и правила игры. Есть теперь федеральный закон об органике, но мы будем создавать и свой региональный закон, - отметил Ильшат Фазрахманов, заместитель премьера Башкортостана, министр сельского хозяйства Башкирии. - Когда мы начнем получать доверие потребителя, тогда уже можно говорить о масштабной работе. А также нужно доверие друг к другу, тогда, думаю, тема органики станет драйвером».

«Мы, Национальный Органический союз, не являемся системой, которая принимает окончательное решение, мы мощный мостик, который связывает сейчас производителя с государством, производителя с потребителем, производителя с другими органами, - заметил Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России. - Сегодня моя задача как руководителя НОС этот мостик поддерживать в хорошем состоянии, чтобы мнения, которые высказывают производители и государство, были бы не параллельны, чтобы они всегда пересекались, только в этом случае мы можем достичь каких-то результатов. Основной результат сегодняшней сессии - мы услышали выступление заместителя министра сельского хозяйства, услышали также мнение регионов, мнение производителей. Теперь главное, чтобы это мнение не осталось в воздухе. Задача наша как НОС довести это мнение друг до друга и превратить его в дело, в конкретное движение. Мы как Союз продолжим движение в этом вопросе, ту новую дискуссию – о взаимоотношениях ритейла и потребителей - мы продолжим в следующий раз. От имени Союза я благодарю всех участников дискуссии».