Доля маркетплейсов приблизилась к трети совокупных оборотов в сегменте непродовольственной торговлиНИА-Ростов
По данным Центра финансовой аналитики Сбербанка, доля маркетплейсов в сегменте торговли непродовольственными товарами приблизилась к трети совокупных оборотов. За последние три года показатель увеличился почти вдвое — с 18 до 32%. Наибольшее проникновение отмечается в популярных категориях товаров, таких как одежда (почти половина объёма), бытовая техника (44%) и товары для дома (42%). На этом фоне торговые центры начали масштабную оптимизацию бизнеса, делая ставку на комбинированные форматы с ресторанными зонами, кинотеатрами и детскими аттракционами. Российский рынок, включая южные регионы, демонстрирует высокий уровень развития торговой инфраструктуры. Так, уровень обеспеченности торговыми площадями (квадратные метры на тысячу жителей) в крупных городах России сопоставим с европейскими столицами. Интересно отметить, что столица нашей страны — Москва — вовсе не лидирует по этому параметру. Первое место занимает Самара с показателем 792 м2 на 1000 жителей, уступающая среди европейских городов лишь Братиславе (885 метров). На втором месте российских городов — Краснодар (792 м2 на тысячу жителей). Ростов-на-Дону в топе-10 городов России по развитой торговой инфраструктуре — здесь на 1000 жителей приходится 512 м2 ТРЦ. Самый низкий уровень обеспеченности среди российских миллионников показывает Волгоград — 341 метр, однако и это значение выше, чем в Берлине, Стамбуле, Софии и Лондоне. Однако рыночная ситуация значительно меняется из-за активного роста онлайн-торговли. Её доля в структуре розничного оборота России составляет 23%, что соответствует пятой строчке в мировом рейтинге. Лидирует в этом рейтинге Южная Корея с впечатляющими 49%, ниже России находится Германия с 15%-ой долей электронной торговли. Внутри онлайн-торговли большую роль играет сегмент маркетплейсов, которые по темпам роста опережают офлайн-торговлю. Пока доля маркетплейсов была невелика, даже удвоение их оборотов не особенно сказывалось на остальных участниках рынка. Сейчас доля маркетплейсов в сегменте торговли непродовольственными товарами приблизилась к трети совокупных оборотов. Только за последние три года доля непродовольственных покупок на маркетплейсах увеличилась почти вдвое — с 18 до 32%. Внутри торговли непродовольственными товарами влияние маркетплейсов распространяется неравномерно. Наибольшее проникновение отмечается в популярных категориях товаров, таких как одежда (почти половина объёма), бытовая техника (44%) и товары для дома (42%). Товары для строительства и ремонта также ощутили воздействие платформ — около четверти продаж теперь приходится на маркетплейсы. Ещё одна важная особенность российского рынка заключается в региональном различии доли маркетплейсов. Чем больше город, тем ниже доля онлайн-заказов относительно общей массы потребителей. Так, Москва на общем фоне находится в более низкой части спектра. Особенно значима роль маркетплейсов для жителей малых городов и сельских поселений, где по данным СберИндекса доля онлайн-заказов достигает половину общего объёма потребительских расходов на непродовольственные товары. На графике ниже представлено сравнение доли расходов на маркетплейсах в безналичных расходах граждан. Михаил Матовников, руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка: «Все эти тренды привели к ряду важных последствий. Торговые сети начали масштабную оптимизацию бизнеса. С ростом конкуренции традиционные торговые центры всё чаще делают ставку на развлечения. Многие из них переориентируются на комбинированные форматы с ресторанными зонами, кинотеатрами и детскими аттракционами, становясь настоящими центрами семейного досуга. Российский рынок торговой недвижимости переживает переходный этап, схожий с ситуацией, сложившейся в США, где последние 20 лет ежегодно открывается меньшее количество новых торговых комплексов, чем закрывается старых. Южным инвесторам и девелоперам важно учитывать эти изменения, выбирая новые концепции и направления развития своего бизнеса». Источник: пресс-служба Сбербанка
|