«Фагот» и «Чайка»: в единственном на юге России музее авиации бережно хранят историюНИА-Ростов
О том, что общего между «Фаготом» и «Фермером», сколько весит «Чайка» и как выглядит самолет, на котором летала Герой Советского Союза Валентина Гризодубова, можно узнать в единственном на юге России музее авиации, который находится на территории 325-го авиаремонтного завода. Заместитель губернатора Ростовской области Вадим Артемов ознакомился с экспозицией и предложил перенести часть выставки на Самбекские высоты. Музей авиации находится в Таганроге и насчитывает более 10 экспонатов, часть из которых уникальна: модели некоторых самолетов существуют буквально в пяти экземплярах на всю Россию. - Истребитель МиГ15-УТИ разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов, имеет кодификацию НАТО «Fagot». Именно на таком самолете разбились Юрий Гагарин и Владимир Серегин 27 марта 1968 года, - рассказывает создатель музея Владимир Стоянов. – А реактивный истребитель МиГ19 – это уже следующее десятилетие, 1950-е годы. Самолет, который за рубежом называют «Farmer», во Вьетнаме противостоял и американским F-4 Phantom II. В 1956 году было принято решение о создании наземного комплекса безаэродромного базирования и запуска самолета. В рамках проекта создана подвижная катапульта и модифицированный вариант истребителя под индексом СМ-30. По замыслу разработчиков использование катапульты позволяло скрытно размещать самолет-перехватчик в выбранном районе и резко сокращать время выхода боевой машины в режим перехвата цели. Еще один уникальный экспонат – самолет-амфибия БЕ-12 или «Чайка», созданный в 1960 году в Таганроге. За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов. Длина самолета – 30 метров. «Чайка» - самолет-универсал. Она может как охотится на подводные лодки, так и тушить лесные пожары. В музее самолет появился около пяти лет назад. Его привели в порядок, поставили двигатели, – и сегодня «Чайка» готова расправить крылья. Еще один уникальный экспонат – МИГ-25БМ. Это самолет прорыва противовоздушной обороны, система наведения которого обеспечивала захват радиолокаторов и по этому «лучу» направляла удар. Всего было выпущено около 60 таких самолетов. - В этом году музею авиации исполняется 25 лет. За эти годы удалось собрать действительно уникальную технику. Технику, которая достойна занять свое место на территории будущего парка «Патриот», расположенном рядом с народным военно-историческим музеем «Самбекские высоты». Это самолеты, которые не только можно осмотреть снаружи, но и посидеть за штурвалом в кресле летчика. Огромная благодарность тем людям, которые сохраняли и преумножали музейные экспонаты, - отметил Вадим Артемов. |