26.11.2020
+4 °C
0
$ 75.47
€ 89.89

Погрузиться в историю, насладиться культурой: экскурсия в Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания. Часть первая

НИА-Ростов

132 300Если в том или ином городе, в той или иной местности вы захотите за короткий промежуток времени познакомится с их историей и культурой, то конечно же пойдете в музей.
Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания во Владикавказе – это комплекс из сооружений разных эпох и архитектурных стилей: бывшего Дома политического просвещения - типичного образца административного здания эпохи развитого социализма; особняка начала XX-го столетия, дома купца Ходякова; цеха фабрики Багратиона Вахтангова, отца выдающегося режиссера и создателя московского театра Евгения Вахтангова - образца промышленной архитектуры конца XIX - начала XX вв., где разместились Выставочный зал и реставрационные мастерские музея. Часть экспозиционных площадей расположена в современном сооружении из монолитного железобетона, облицованного кирпичом «под старину» и чем-то напоминающем крепостную башню со скошенным верхом. При этом в целом музейный комплекс внешне очень гармоничен.

Сегодня посетители в связи с реконструкцией проспекта Мира попадают в музей со стороны Городского парка им. Коста Хетагурова и сразу погружаются в музейную атмосферу, еще не переступив его порога. Их внимание обращает на себя каменный лабиринт, точная копия Махчесского лабиринта (камень с его изображением был найден в 1937 году в районе селения Махческ в Горной Дигории и находится в одном из залов музея). Здесь же можно увидеть копии каменных изваяний скифского периода истории Северного Кавказа и Кубани. На одной из каменных стел воспроизведена точная копия Зеленчукской надписи (Зеленчукская надпись — надпись X века на могильной плите, записана греческим письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук. Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка или древнейшим памятником осетинского языка – прим. редакции).
Войдя в музей, мы договорились с моим экскурсоводом, что в каждом из залов она будет рассказывать о самых интересных экспонатах. Экспозиция начинается с древнейшей истории Осетии от каменного века до всемирно известной Кобанской культуры. Именно сюда моя спутница привела бы своих гостей, если бы им пришлось выбирать самое интересное место в экспозиции. Здесь она обратила моё внимание на разместившиеся в витринах образцы «мелкой» пластики (пряжки, нагрудные мужские и женские украшения, элементы конной сбруи и т.д.), которые демонстрируют высочайший уровень художественной обработки металла, а так же представленную в этом зале псалию - металлическое изделия с тонкой росписью – часть конской узды, элемент праздничного уздечного конского набора. Здесь же стендах можно увидеть наконечники стрел чудной сохранности. Их особенность заключается в том, что при ранении вынуть его из раны было практически невозможно.
Затем мы подходим к витрине, в которой всего один артефакт. Это - голова идола, один из самых ценных и уникальных экспонатов музея. Найден он был случайно в 1913 году в селении Нар. Как гласит молва, об неё споткнулся местный житель. Леонид Петрович Семенов (1886-1959) (заслуженный деятель наук СО АССР, профессор, археолог – прим. редакции) считал, что перед нами голова женщины.
Рядом, на отдельном постаменте, камень с изображением Махческого лабиринта, увеличенная копию которого вас встречает на входе в музей. Кто создал этот лабиринт и что он обозначает до сих достоверно не установлено. По одной из версий он отображал представление местных жителей о строении мироздания.
Однако я, да, пожалуй, и многие посетители музея, в этом зале в первую очередь обратили бы внимание на установленную в центре зала колесницу. Это – реконструкция по одному из изображений той эпохи. Она говорит о том, что во времена египетских фараонов самых ранних династий в этой местности жители передвигались и воевали на таких сложных по конструкции повозках!
Коллекция артефактов Кобанской культуры представлены не только в Национальном музей Республики Северная Осетия-Алания, уточняет мой гид, но и в московском Государственном историческом музее, в Эрмитаже и даже в Берлинском музее. Много памятников Кобанской культуры сохранилось в Южной Осетии.
От скифско-сарматского периода мы переходим к экспонатам, относящимся к истории ранних аланов. Здесь один из самых интересных экспонатов с точки зрения экскурсовода – это череп вытянутой формы. Точнее сказать, самый привлекающий внимание посетителей экспонат. Для чего древние аланы придавали черепам такую необычную форму достоверно не известно. Впрочем, мы пытаемся ответить на этот вопрос с точки зрения современного человека, но возможно были какие-то простые причины, которые для нас непостижимы. Тем более, что подобные черепа находят и в других местах нашей планеты. В том же Египте, например.
От витрин и экспонатов древнейшей истории мы перемещаемся в ту часть экспозиции музея, которая раскрывает культуру и быт жителей Осетии уже в более поздние эпохи XVII-XIX вв. Но об этом - в следующем материале.