Погода °C
USD 63.98
EUR 71.72
Поиск:
 

Татьяна Волкова, генеральный директор «Органик-Эксперт»: наша цель - признание российской сертификационной системы на международном уровне

НИА-Ростов

023A8837На стартующей 13 февраля в Германии крупнейшей выставке BioFach от России компания «Органик-Эксперт», единственный российский сертификатор, получивший аккредитацию Росаккредитации год назад, заявит в том числе о ближайших целях российского сектора органики и сертификации до 2020 года, до вступления закона об органики в силу.

 

Как отмечает генеральный директор «Органик-Эксперт» Татьяна Волкова, в первую очередь, это утверждение российского знака органической продукции, поддержка государством органических производителей, а также взаимопризнание сертификационных систем, что позволит компании «Органик-эксперт» выйти на международный уровень и выдавать сертификаты, которые будут признаваться и за рубежом.

 

Как отмечает Татьяна Волкова, директор компании «Органик-Эксперт», основным достижением 2018 года стало принятие в России закона об органике. «Органик-Эксперт», получив год назад, еще до появления закона, официальную аккредитацию Росаккредитации, была первопроходцем на этом пути, тогда это стало своеобразным стартом аккредитации сертификаторов. И пока она единственная - в России не появилось других компаний-сертификаторов, хотя до вступления в силу принятого закона об органическом производстве осталось 11 месяцев. «Теперь каждая сертификационная компания должны обязательно получить аккредитацию в Росаккредитации. Ну а компании-производители органики теперь понимают, что с 1 января 2020 года без наличия сертификации, выданной официально аккредитованной компанией-сертификатором, называться органическим производителем уже будет нельзя, - замечает Татьяна Волкова. – И еще один важный момент. Раньше все старались сертифицироваться у европейских компаний. Это был основной тренд сертификации на российской территории. А принятие закона об органике и понимание новых правил игры привело к тому, что многие компании стали менять свою позицию и переходить к российским сертификаторам».

 

В частности, к «Органик-Эксперт» сейчас пришли компании Hipp (она уже прошла сертификацию и получила сертификат по органике в соответствии с ГОСТом на органическое производство) и Nestle (с этой компанией российский сертификатор находится в процессе работы, первый этап процесса сертификации уже завершен). «Эти компании пришли к нам, потому что мы являемся аккредитованной сертификационной компанией в России и соответствуем всем правилам органической сертификации, - говорит Татьяна Волкова. – Кроме того, российским законом об органике хождение европейского зеленого листка регулироваться не будет, за этим никто не будет наблюдать. И все понимают, что те органические производители, на товарах которых будет стоять российский сертификационный знак, получат наибольший уровень поддержки и доверия как среди регуляторов и игроков рынка, так и потребителей».

 

Рынок, замечает Татьяна Волкова, наконец-то будет становиться цивилизованным: «С точки зрения маркетинга и позиционирования своей марки в России, конечно, выгоднее и правильнее, чтобы на товарах европейских производителей стоял российский сертификационный знак. Такие крупные компании, как Hipp и Nestle, это прекрасно понимают. И если до принятия закона понимание российского рынка органики у них было не очень четким, то после появления российского закона об органике уже появляется осознание необходимости обращения к российским сертификаторам в том числе».

 

Еще один важный момент - компания Hipp, например, развивает производство в России и старается производить часть своей продукции из российских компонентов, но часть компонентов в Россию завозится, а это не позволяет компании сертифицировать свою конечную продукцию как органическую в России, если не выстроить определенную систему взаимоотношений с российским законодательством. Поэтому сейчас компания задумывается о том, чтобы часть своей конечной продукции производить из российских ингредиентов, а часть завозить из Европы.

 

Для урегулирования подобных ситуаций важно также взаимопризнание сертификационных действий компаний-сертификаторов – пока они и так описаны в единых правилах и, таким образом, едины и для России, и для Европы, и есть также базовые правила IFOAM. То есть все сертификационные процедуры проходят в рамках этих единых требований. Однако, подчеркивает Татьяна Волкова, есть проблема признания разных сертификационных систем: «Сильно подходы сертификационных компаний не отличаются. Но напрямую российским законодательством признание Россией других сертификационных систем не отрегулировано. Мы принимаем правила, установленные IFOAM для признания других систем в российской сертификации. Мы на это уже пошли. Пойдут ли на это зарубежные сертификаторы, понять сложно, пока это вопрос нерешенный. Российская сертификация как таковая в Европе не принята, этот вопрос мы будем обсуждать, в том числе, на предстоящей выставке BioFach 2019».

 

Нагрузка на российских сертификаторов постепенно возрастет. Как отмечает Татьяна Волкова, в планах российского правительства – появление на рынке России ежегодно не менее чем 200-300 новых предприятий органики. К тому же придется учитывать и масштабы страны. «В отличие, например, от стран Прибалтики, у нас большие расстояния, и когда инспекторам, работающим в Воронеже или Калининграде, приходится инспектировать компании, которые находятся на Камчатке и на Дальнем Востоке, это влечет за собой временные и финансовые затраты для производителей органики. То есть возникают еще и территориальные проблемы, нужно, чтобы инспекторы-сертификаторы были на местах. Таким образом, специалистов со временем будет не хватать», - полагает директор «Органик-Эксперт».

 

Тем временем Россия уже готовится к появлению собственного знака органической продукции. В соответствии с планом-графиком, утвержденным Минсельхозом в рамках подготовки к вступлению закона об органике в силу, знак должен появиться не позднее 4 квартала 2019 года. «Однако мы надеемся, что все же знак появится несколько раньше, примерно в сентябре текущего года, ведь многим компаниям нужно уже закладывать и этикетку на следующий год, - говорит Татьяна Волкова. - До середины февраля должно быть принято окончательное решение о том, каким образом появится российский знак. Мы надеемся, что будет принят механизм, который предложил Национальный Органический Союз, и будет принят знак, который сейчас использует «Органик-Эксперт»».

 

Кроме того, напоминает Татьяна Волкова, в ходе подготовки к вступлению в силу закона об органике в ближайшие месяцы нужно предпринять определенные важные действия: «Как минимум нужно принять подзаконные акты к вступающему в силу закону об органике. Важна также подготовка кадров. Кроме того, будет необходима поддержка сектора со стороны государства, чтобы органических предприятий становилось как можно больше. Еще одна серьезная цель - мы идем к взаимопризнанию стандартов, а следующий шаг - это взаимопризнание систем. Это позволит нашей компании «Органик-эксперт» выдавать сертификаты, которые будут признаваться и за рубежом. Это бы повысило статус нашей организации не только как компании, работающей в России, но и как компании, которая известна и уважаема на международном рынке».